Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Банк энергизаторов

Упражнения, использующиеся для знакомства

участников, получения информации об участниках.

 

Упражнение 1. «Снежный ком»

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.

Примечание: Упражнение способствует запоминанию имен участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы. Лучше выполнять его с количеством участников не более 20.

Упражнение 2. «Что изменилось?»

Участники разбиваются на пары и пары объединяются в группы по 4 человека. Партнеры изучают и пытаются запомнить внешность друг друга. Потом один из них поворачивается спиной, пока трое других совершают три изменения во внешности второго партнера, например: переодевают часы с одной руки на другую, убирают очки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

Примечание: Упражнение способствует формированию коммуникативной компетентности, участники активно включены в работу, выполняя совместную деятельность и взаимодействуя друг с другом.

Упражнение 2 (вариант)

Участники разбиваются на пары. Партнеры в паре, стоя напротив друг друга, изучают и запоминают внешность друг друга. Затем по команде ведущего они поворачиваются спиной и изменяют что-то одно в своей внешности или одежде (например, перекалывают волосы, или надевают часы на другую руку). По команде ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и пытаются отыскать изменение. Затем снова по команде поворачиваются спиной друг к другу и проводят три изменения в своей внешности. Повернувшись лицом, определяют, какие изменения произошли у партнера.

Упражнение 3. «Передай сверток».

Ведущий завернул маленький подарок в бумагу во множество слоев, на каждом из которых написано задание или вопрос. Примеры заданий: спеть песню, обнять человека рядом с тобой т.д.

Это могут быть вопросы, например, какой твой любимый цвет, как тебя зовут. Ведущий включает музыку или хлопает в ладоши, если музыки нет. Участники передают сверток по кругу или бросают его друг другу. Когда ведущий останавливает музыку или хлопанье, человек, которые держит сверток, снимает один слой бумаги, читает свое задание или вопрос и выполняет его.

Игра продолжается пока все слои не развернуты. Подарок достается человеку, снявшему последний слой бумаги.

Примечание: Данное упражнение стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 4. «Считалочка».

Попросите участников образовать круг. Объясните, что группе нужно сосчитать вместе числа от одного до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7, нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от «прохлопанного» числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.

Примечание: Данное упражнение подходит для начала проведения занятия. Внимательно

считая вместе, участники активизируют свое внимание и вовлекаются в групповую деятельность.

Упражнение 5. «Пожелание».

Ведущий просит участников группы сесть в круг, и говорит инструкцию: «Давайте начнем (закончим) сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день (на следующий день), и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание».

Примечание: Данный энергизатор заряжает участников положительными эмоциями, развивает в них творческие способности, стимулирует быть внимательными, чтобы не повториться. Это упражнение одинаково хорошо проводить как в начале Вашего занятия, так в конце в качестве оптимизатора.

 

Упражнение 6. «Комплимент».

Участники группы встают в круг. Один из участников поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то, ставший традиционным, предмет, например, сердечко, сшитое из ткани, мягкая игрушка.

Примечание: Данное упражнение можно применять и на начальном, и на завершающем этапе Вашего занятия. Задание развивает творческие способности, участники группы чувствуют себя включенными в групповой процесс.

Упражнение 7. «Давайте похлопаем».

Участники располагаются по кругу. Ведущий задает играющим различные закрытые (вопрос, на который участник должен ответить утвердительно или отрицательно) вопросы (можно и шуточные). Участник, отвечающий на предложенный вопрос, встает, а остальные громко ему аплодируют. Необходимо, чтобы каждый встал, особенно, если это детская группа.

Примечание: Это упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга почувствовать себя увереннее и комфортнее в группе. В дальнейшем можно предложить самим придумать вопросы. Данное задание направлено на сплочение группы, стимулирует концентрацию внимания. Можно проводить и в начале, и в конце Вашего занятия.

Упражнение 8. «Что? Где? Когда?»

Ведущий задает участникам группы вопросы, ответы на которые, широко известны и предлагает участникам ответить на них письменно индивидуально, затем предлагает участникам объединиться в пары/группы и суммировать варианты ответов (предоставить для работы несколько минут). Группы должны дать большее количество ответов, чем отдельный человек. Примеры вопросов: Назовите по порядку планеты Солнечной системы? Назовите названия российских рек, которые начинаются на букву О?

Примечание: Данное упражнение демонстрирует ребятам эффект синергии, когда эффективность группового взаимодействия выше, чем у каждого участника по отдельности. В ходе выполнения задания ребята активизируются, у них появляется спортивный азарт, усиливаются мыслительные процессы. Лучше применять этот энергизатор в начале Вашего занятия.

Упражнение 9. Знакомство в парах

Участники объединяются в пары с теми участниками, с которыми мало знакомы. В течение 1 минуты в каждой паре участники по очереди рассказывают друг другу о себе, своей работе, любимых занятиях и т.д. Затем один участник садится на стул, его напарник становится за его спиной и рассказывает о своем партнере от первого лица. Сидящий на стуле слушает молча. Остальные участники могут задавать вопросы. Вариант: рассказ о партнере от своего имени, не вставая у него за спиной.

Примечание: Благодаря этому упражнению участники знакомятся, приобретают опыт общения, опыт восприятия информации о партнере и о себе со стороны, внимания и уважения личности партнера, способствует созданию безопасной атмосферы. Необходимо учитывать, что упражнение вызывает сильные переживания, оговорить условие, что участник может не сообщать о себе информацию, которую не хотел бы афишировать.

Упражнение 10. «Невербальное знакомство»

Участникам предлагается молча и хаотично здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) глазами, в) спинами и т.д.

Примечание: Упражнение способствует приобретению опыта преодоления барьеров в общении, осознания собственных сложностей. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия.

 

Упражнения, применяющиеся для сплочения группы

 

Упражнение 11. «Разгоняем паровоз...»

Участники передают по кругу по два хлопка в ладоши, постепенно уменьшая интервалы между хлопками до команды ведущего, затем – обратный процесс.

Примечание: Упражнение помогает сплочению, ощущению общности группы, тренирует

внимание, координацию.

Упражнение 12. «Автолайн».

Эта игра может быть названа любым видом местного общественного транспорта. Выберите определенное количество «водителей». Назовите им определенное число пассажиров, которых необходимо подвезти. (Проверьте, правильно ли вы всех подсчитали, чтобы никто не остался без поездки!) Попросите водителей ходить по комнате, создавая шум моторов и рекламируя свои автобусы (или другие транспортные средства). Пассажиры образуют цепочку за водителем, как будто это средство передвижения. Теперь все автобусы ездят как будто они в пробке, подавая звуковые сигналы.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию таких анализаторов участников, как: тактильный, слуховой, зрительный; а также активацию коммуникативных невербальных навыков. В ходе совместной деятельности усиливается групповая сплоченность.

Упражнение 13. «Пять островов».

Мелом нарисуйте на полу пять кругов, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Дайте название каждому из островов. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните название острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове.

Примечание: Данный энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятий. Задание усиливает внимание, стимулирует физическую активность, заставляет кооперироваться.

Упражнение 14. «Групповой массаж».

Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Сосед сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него.

Примечание: Данный энергизатор позволяет усилить групповую сплоченность через телесный контакт. Упражнение лучше применять в конце занятия.

Упражнение 15. «Просьба о помощи»

Каждому участнику предлагается взять канцелярскую резинку, надеть ее на кисть так, чтобы резинка была надета на мизинец и большой палец с перекрестом на тыльной стороне ладони.

Задание: попытаться снять резинку без помощи второй руки.

Примечание: Если у кого-то получилось, ведущий должен попросить объяснить, как он/а это сделал/а. У большинства не получилось? Что необходимо для того, чтобы снять резинку? Помощь со стороны? Помощь соседа? Обсудить с группой возможность попросить о помощи в трудных ситуациях без стеснения.

Упражнения для тренировки

невербальных навыков общения.

 

Упражнения для тренировки внимания

 

Упражнение 16. «Зеркало»

В парах один повторяет движения другого.

Варианты: а) вся группа повторяет движения одного; б) в парах поставить между ладонями спички или зубочистки остриями в ладони для усложнения выполнения упражнения и большей синхронности.

Примечание: Упражнение развивает опыт ведения и ведомости, межличностного взаимодействия.

Упражнение 17. «Кто я?»

Приколите имена известных людей на спины всех участников так, чтобы они их не видели. Попросите участников походить по комнате, задавая друг другу «закрытые» вопросы о личности их знаменитости. Например: «Этот человек – артист?» На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Игра продолжается до тех пор, пока все не выяснят, кто они. Вариант – приложить бумажку с известным именем на лоб и в круге по очереди задавать вопросы группе. При утвердительном ответе группы участник продолжает задавать вопросы, при отрицательном ответе ход переходит к следующему участнику.

Примечание. Данное упражнение можно проводить не в самом начале занятия. Элементы

ролевой игры активизируют участников, создают положительный эмоциональный настрой.

 

Упражнение 18. «Садись, вставай!»

Дайте каждому участнику номер (у нескольких может быть один и тот же номер). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел – когда вы произносите очередное число, человек с этим номером встает.

Примечание: Данное упражнение усиливает концентрацию внимания участников, активизирует их физически. Это задание одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 19. «Сосчитай до семи».

Группа садится в круг, и кто-нибудь начинает считать. Все считают по порядку. Когда счет доходит до семи, следующий человек начинает с 1. каждый раз, когда кто-то говорит это число, он руками показывает, в каком направлении должен продолжаться счет.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию участников, концентрации

внимания. Лучше применять его в начале Вашего занятия для оптимизации последующей деятельности.

 

Упражнения для завершения занятия

 

Упражнение20. «Передай энергию».

Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.

Примечание: Упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников

через тактильный контакт.

Упражнение 21. «Ладошка»

Каждый участник обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя и на каждом пальце то, что ему нравится в себе самом. Затем передает листочек соседу справа, и тот в течение 30 секунд пишет на листочке снаружи от ладони что-то, что нравится ему в хозяине листочка. Так листочек передается по кругу и возвращается к владельцу с многочисленными надписями, пожеланиями, комплиментами.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию доброй атмосферы, создает

позитивный эмоциональный настрой, учит правильному восприятию себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Psi-ttst (17.12.2014)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: