Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Все началось в 2003 году, когда я пришла работать в Профессиональное училище № 19 г. Чебоксары и попала в проект ЕС «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ». Стартовав в 2003 году в Псковской и Ростовской областях, Москве, Республиках Татарстан и Чувашия при участии органов управления образования и здравоохранения, проект был адресован молодежи, затрагивал их жизненные ценности. Выбор тем был созвучен с вопросами психического развития школьников и осуществлялся с учетом их возраста. Обучение строилось по принципу «сверстник обучает сверстника», в рамках обучения здоровью это означает обучение и обмен информацией, ценностями и формами поведения среди членов одной возрастной или статусной группы. Цель таких мероприятий состоит не просто в том, чтобы передать знания, но и побуждать участников к тому, чтобы они задумывались над установками, ценностями и социальными нормами. Эксперты полагают, что точно так же можно влиять на установки и поведение членов целевой группы. Кроме того, большую пользу получают и те, кто сам обучает сверстников, это молодые люди, которые сами прошли обучение по проведению подобных мероприятий. По некоторым экспертным оценкам такая деятельность способствует личному развитию молодых людей (Шонбах, 1995). [1] Обучение по программам «Сверстник обучает сверстников» часто практикуется в Великобритании, США и североевропейских странах. В настоящее время проекты обучения сверстников сверстниками ширятся и в Российской Федерации, больше известные нам как волонтерское или добровольческое движение. Роль добровольческого труда, и не только подросткового, всегда возрастала в периоды, сложные для общества и страны. То, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 год Международным годом добровольчества, с одной стороны, является признанием вклада, вносимого добровольцами в решение важнейших социальных проблем во всем мире. С другой стороны – это содействие дальнейшему расширению деятельности добровольцев, так как потребность в их усилиях возросла в связи с необходимостью решения таких глобальных проблем, как защита и восстановление окружающей среды, предотвращение распространения ВИЧ/СПИД, наркомании и др. Добровольчество в России еще не получило той государственной поддержки, которая существует в таких высокоразвитых странах как США, Япония, Великобритания и других, да и само общество часто путает добровольцев с бесплатной рабочей силой. Потенциал для развития социального добровольчества среди молодежи существует. Но задействован он не в полную меру в силу самых разных причин: из-за недоверия государства к добровольцам. Государство неспособно поддержать их материально и морально, отсутствуют организации, имеющие опыт привлечения и организации добровольцев, отсутствуют знания и опыт самих добровольцев, не знающих где они могли бы пригодиться и с чего начать.[3] Развитие добровольчества в самых разных сферах жизни, и особенно среди подростков, является важным, потому что труд добровольцев – это весомая поддержка и сила в решении важных социальных проблем. И еще это самая настоящая первичная профилактика зависимости от наркотических веществ, т.к. принципы и мотивы добровольчества и собственно волонтерская деятельность способствуют формированию у добровольцев таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного отношения к другим, способствуют занятости подростков важным и полезным делом, формируют у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и профессиональной жизни. Волонтерская работа базируется на идеях гуманизма, в основе которых – убеждение в безграничности возможностей человека и ее способности к совершенствованию. Гуманизм понимают как „совокупность взглядов, которые выражают уважение достоинства и прав человека, беспокойство о благах людей, их всестороннее развитие, в создании благоприятных для человека условий общественной жизни”. Гуманизм выступает вроде бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности воспринимать людей такими, какие они есть, верить в их хорошие намерения, помогать стать лучшими.[2] Имея опыт работы с волонтерами, в 2006 году приняла участие в республиканском конкурсе по созданию программ по профилактике ассоциального поведения подростков и выиграла грант Министерства образования с программой «СВЕРСТНИК – СВЕРСТНИКУ» по подготовке волонтеров и тьюторов по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий по профилактике асоциального поведения подростков в АУ ЧР НПО «Профессиональном лицее № 12 г. Чебоксары». Цель этого проекта:
Задач было много, но самыми важными были организация досуговой деятельности, как одного из направлений профилактики употребления наркотиков и создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности. В рамках проекта была разработана символика волонтеров лицея, создана рабочая тетрадь тренера, разработаны и заказаны футболки. Обученные ребята проводили занятия и мероприятия с обучающимися самостоятельно. Обучая других ребят, у волонтеров происходил личностный рост. С волонтерами в 2006 году мы участвовали в республиканском конкурсе социальных проектов и программ «Мир, в котором я живу» среди обучающихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования и заняли первое место с проектом «Возрастные изменения толерантности». В мае 2007 года участвовали в республиканском конкурсе волонтерских команд «Выбор за тобой». В 2013 году с волонтерами заняли первое место во внутрилицейском конкурсе ученических проектов и участвовали в XV Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги». С 2012 года волонтеры являются активными участниками в организации и проведении массовых акций и мероприятий организуемых Фондом «Чувашия», Министерством образования и Министерством спорта Чувашской Республики, администрацией города Чебоксары. Подытоживая имеющиеся современные теоретические разработки по проблеме волонтерского движения, отметим: волонтерскую работу можно трактовать как феномен филантропии, основу социализации личности, социального взаимодействия, социального обмена, социальных норм, саморазвития, самовоспитания, самоусовершенствования личности, становления ее гуманистических ценностей. А также она является весомым средством подготовки молодежи к профессиональной деятельности.
Литература 1.Бакес Г., Шатохина Л./ Обучение здоровью: «Сверстники обучают сверстников» – М.: 2005. – 86 с. 2.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А./ Краткий психологический словарь: Личность образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998. – 399 с. 3.Кобякова Т.Г., Смердов О.А./ Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения – М.: 2000. – 80 с. 4.Прикладная социальная психология. /Под ред. Сухова А.Н. и Деркача А.А – М.: Издательство «Институт практической психологии»; В: Издательство НПО «Модэк», 1998. – 688 с.
5.Сиротина Н.А., Ялтонский В.М./ Программы формирования здорового жизненного стиля – М.: 2000. | |
Просмотров: 262 | |
Всего комментариев: 0 | |